ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Москва
Мещеряков Алексей Викторович, e-mail: aleksei236632@yandex.ru
Необходимость учета конституциональных особенностей человека в процессе двигательной деятельности во многом обусловлена их связью с различными реакциями целостного организма на дозированные физические нагрузки. Целью исследования явилось изучение особенностей и возрастной динамики развития морфофункциональных свойств организма студентов 17–19 лет разных типов телосложения и возможности коррекции их физической подготовленности, функционального состояния с использованием индивидуально-типологического подхода. В работе были использованы антропометрические данные; результаты исследования сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной системы; показатели физической работоспособности; применялись методы математико-статистической обработки данных. В результате обнаружены существенные различия антропометрических и физиометрических признаков студентов разных курсов обучения. У представителей каждого типа телосложения отмечено наличие индивидуально прогнозируемых сильных и слабых сторон моторики. Выявленные особенности морфофункционального развития и состояния функций основных систем организма явились научно-теоретической основой для разработки рациональных двигательных режимов, учитывающих не только интересы самих занимающихся, но и их реальные, генетически обусловленные двигательные возможности. Варианты двигательных режимов студентов должны подбираться в зависимости от задач физической подготовки и дифференцироваться с учетом особенностей телосложения. Оптимизации физического состояния студентов будет способствовать реализация индивидуально-типологического подхода в организации двигательной активности юношей.
антропология, антропометрические признаки, тип телосложения, физическая подготовленность, физическая нагрузка, студенты, моторика
Цит.: Мещеряков А.В. Оптимизация физического воспитания студенческой молодежи на основе физиологически обоснованной методики физической подготовки с учетом индивидуально-типологических возможностей студентов // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2016; 2/2016; с. 72-84
Скачать текст статьи