Вестник Московского университета
Серия XXIII
Антропология

Основные характеристики диеты, режима сна и физической активности современных российских школьников начальных классов

Задорожная Л.В. (1), Макеева А.Г. (2), Хомякова И.А. (1)

1) МГУ имени М.В.Ломоносова, НИИ и Музей антропологии, 125009, ул. Моховая, д. 11, Москва, Россия; 2) ФГБНУ Институт возрастной физиологии Российской академии образования, 119121, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, Москва, Россия

Задорожная Людмила Викторовна, к.б.н., mumla@rambler.ru; Хомякова Ирина Анатольевна, доцент, к.б.н., irina-khomyakova@yandex.ru; Макеева Александра Германовна, к.п.н., Alexandra.Makeeva@ru.nestle.com.

Аннотация

Материалы и методы. На материалах анкетирования в 2015 г. 750 школьников начальных классов обоего пола из городов разных регионов России и одного из родителей опрошенного, проанализированы некоторые характеристики образа жизни школьников: частота, состав и время приемов пищи, продолжительность сна, количество школьных уроков, время, проводимое за компьютером или у телевизора, частота и продолжительность занятий в спортивных секциях. Результаты. Отмечено, что уже в начальных классах режим дня школьников характеризуется значительным вкладом видов деятельности, связанных с пониженной физической активностью – учеба в школе и дома, чтение книг, игры на компьютере и просмотр телевизора, – в среднем, суммарно занимают времени в 2 раза больше, чем зарядка, прогулка, занятия спортом (в секции и на уроках физкультуры) или помощь по дому. У 92% детей, выходивших на прогулку на свежем воздухе хотя бы 1 раз в неделю, средняя продолжительность прогулки составила 1 час 10 минут в день. Спортивные секции посещают менее 46% детей и подростков, нагрузка в среднем составляет по 1,5 часа 2 раза в неделю. Продолжительность сна 8 и более часов в сутки, с учетом того, что многие ложатся в 23 часа и встают в 7:00 – 7:15. Существенное влияние на диету школьника в начальных классах оказывает организация школьного питания. Частота приемов пищи соответствует современным рекомендациям – в среднем, 4 приема пищи. Наибольшая продолжительность у обеда и ужина, заканчивающегося, в среднем, в 19:45. Заключение. Домашнее питание школьников, особенно в выходные дни, носит более неорганизованный характер: нарушается временной режим, дети чаще употребляют «фастфуд», газированные напитки и кондитерские изделия. Проведенный анализ показал, что особенности диеты, режима сна и физической активности современных российских школьников, начиная с начальных классов, представляют собой комплекс факторов, оцениваемых большинством современных исследований как факторы риска развития избыточного веса тела.

Ключевые слова

антропология; ауксология; рост и развитие; факторы ростового процесса; диета; физические нагрузки; избыточный вес

DOI: 10.32521/2074-8132.2018.2.076-084

Цит.: Задорожная Л.В., Макеева А.Г., Хомякова И.А. Основные характеристики диеты, режима сна и физической активности современных российских школьников начальных классов // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2018; 2/2018; с. 76-84

Скачать текст статьи
2009-2018
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-35672 от 19 марта 2009 г.
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше
Разработка сайта