Вестник Московского университета
Серия XXIII
Антропология

Видеоматериалы о беджа в интернете: локальные и глобальные измерения идентичности

Гордеев Ф.И. (1), Туторский А.В. (2), Чиркова А.Х. (1, 3)

1) МГУ имени М.В. Ломоносова, НИИ и Музей антропологии, ул. Моховая, д. 11, Москва, 125009, Россия; 2) МГУ имени М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра этнологии, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4. Москва, 119192, Россия; 3) Центр палеоэтнологических исследований, Новая площадь, д. 12, корп. 5, Москва, 109012, Россия

Гордеев Фёдор Игоревич; ORCID ID: 0000-0003-1647-8327; fedorgordeev98@gmail.com; Туторский Андрей Владимирович, к.и.н.; ORCID ID: 0000-0003-4651-4667; tutotski@hist.msu.ru; Чиркова Алина Харисовна, к.и.н.; ORCID ID: 0000-0002-4332-0747; melnichuk.alina@mail.ru.

Аннотация

Введение. Статья рассматривает процессы манифестации и конструирования идентичности беджа в сети интернет. Материалы и методы. Исследование проводилось с позиций междисциплинарного подхода к изучению истории, антропологии, геологии и этнографии региона Этбай в северо-восточном Судане, которое с 2018 г. ведётся Нубийской археолого-антропологической экспедицией МГУ. Авторами отмечается важность интернет-пространства как поля для манифестации идентичности не имеющих государственности народов, в том числе и для беджа. Непосредственный анализ сетевых источников предваряется рассмотрением этнографической общности беджа как таковой, исторических условий и особенностей самовосприятия её представителей. В качестве источников исследования привлекаются комментарии пользователей видеохостинга YouTube к видеороликам, посвящённым истории и культуре беджа. Результаты и обсуждение. В результате анализа выделяются четыре основных паттерна идентичности беджа: надэтническая кооперация с «арабским миром»; ассоциация беджа с «панкушитской» общностью; и «этническая идентичность», ограниченная рамками самого сообщества беджа. Авторы приходят к выводу о том, что идентичность беджа в интернете конструируется в двух измерениях: «глобальном» - на ресурсах, целевая аудитория которых в основном представлена африканской диаспорой и «локальных» - на каналах, которые посещают в основном жители восточноафриканского региона. Выводы, сделанные в ходе интернет-исследования, сопоставляются с этнографическими материалами, собранными авторами в Этбае среди беджа бишариин, данными физической антропологии и историческими свидетельствами. Также к анализу привлекаются выдержки из интервью с господином Онуром, происходящим из племени беджа эртега (и.о. посла Судана в РФ до 2022 г.). Заключение. В результате сопоставления всех типов данных авторы приходят к выводу о том, что идентичность беджа обладает высокой степенью лабильности. Делается предположение о том, что причины такой подвижности могут быть связаны с историческими условиями этногенеза беджа на периферии крупных цивилизаций и значительной гетерогенностью исторического населения Восточной пустыни во все рассматриваемые исторические периоды.

Ключевые слова

беджа; идентичность; цифровая этнография; мультилокальная антропология; панарабизм; панафриканизм

DOI: 10.32521/2074-8132.2023.3.127-138

Цит.: Гордеев Ф.И., Туторский А.В., Чиркова А.Х. Видеоматериалы о беджа в интернете: локальные и глобальные измерения идентичности // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2023; 3/2023; с. 127-138 (Published: August 23, 2023)

Скачать текст статьи
2009-2018
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-35672 от 19 марта 2009 г.
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше
Разработка сайта