Вестник Московского университета
Серия XXIII
Антропология

Сравнительное изучение антропологических аспектов греческой вазописи и этрусской живописи

Шпак Л.Ю.

МГУ имени М.В. Ломоносова, НИИ и Музей антропологии, ул. Моховая, д. 11, Москва, 125009, Россия

Шпак Лариса Юрьевна, к.б.н.; ORCID: 0000-0002-6936-9426; larusparus@mail.ru

Аннотация

Введение. Изобразительное искусство архаической Греции и Этрурии испытывало заметное влияние Востока. Переход от архаики к классическому времени отразился на формах передачи морфологических особенностей человека в античном искусстве. Сравнительное изучение антропологических особенностей античного населения Средиземноморья по греческой вазописи и этрусской живописи архаического и классического времени стало целью нашего исследования. Материалы и методы. Материал собран на электронных ресурсах, в онлайн коллекциях античных собраний музеев. В работе использован метод обобщённого портрета в цифровом варианте, статистика с подсчётом частот встречаемости признаков. Исследуемые признаки – развитие бороды, цвет и форма волос. Результаты и обсуждение. На этрусских фресках архаического периода частота изображения прямых волос у женщин является максимальной (7,7 %) по всем выборкам, по разным группам вазописи она не превышает 7 %. Степень развития бороды по вазописи и этрусской живописи характеризуется сильным и очень сильным развитием признака. Большее проявление полиморфизма пигментации волос по вазописи отмечается на изображениях классического времени. Во всех группах темные волосы превалируют, седые волосы изображены только у мужских персонажей. Депигментированность волос по вазописи наблюдается на изображениях классического и позднеклассического времени и не превышает 6 % по совокупной выборке. Пигментация на этрусских фресках говорит о посветлении волос в группе в сторону красновато-рыжих оттенков, депигментированность не превышает 8 %. Особенности изображения пигментации на вазописи и фресках, несмотря на разную технику и колорит, обнаруживают общие тенденции изменчивости, характерной средиземноморским группам. Обобщённые портреты по вазописи отражают историческую трансформацию антропоэстетических представлений греков в искусстве архаического и классического времени. Заключение. Цвет в греческой вазописи выполняет не только декоративную функцию, но и является художественным средством передачи морфологической изменчивости. Привлечение античных письменных источников об описании населения и философии цвета в античной культуре может помочь в антропологическом прочтении вазописи и дальнейшем изучении полиморфизма пигментации.

Ключевые слова

биологическая антропология; античный портрет; древнегреческая вазопись; этрусская живопись; обобщённый портрет

DOI: 10.32521/2074-8132.2023.3.098-110

Цит.: Шпак Л.Ю. Сравнительное изучение антропологических аспектов греческой вазописи и этрусской живописи // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2023; 3/2023; с. 98-110 (Published: August 23, 2023)

Скачать текст статьи
2009-2018
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-35672 от 19 марта 2009 г.
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше
Разработка сайта