Вестник Московского университета
Серия XXIII
Антропология

Петроглифы Умм-Агаиба (Хукаб-Карара). По материалам Нубийской археологической экспедиции академии наук СССР. Часть 1. Племенные знаки

Крол А.А. (1, 2)

1) МГУ имени М.В.Ломоносова, НИИ и Музей антропологии, ул. Моховая, д. 11, Москва, 125009, Россия; 2) Центр палеоэтнологических исследований, Новая пл., д. 12, корп. 5, Москва, 109012, Россия

Крол Алексей Александрович, к.и.н.; ORCID ID: 0000-0002-5601-2890; alexykrol@gmail.com.

Аннотация

Введение. В статье исследуются петроглифы, обнаруженные советскими археологами в 1962 и 1963 годах в ходе эпиграфических работ в зоне Вади-аль-Аллаки в рамках Нубийской археологической экспедиции АН СССР. В местности Умм-Агаиб были найдены и скопированы, а впоследствии опубликованы несколько иероглифических надписей. Что касается петроглифов, то они за недостатком времени не были эстампированы и изучены. Однако фотографии скал Умм-Агаиба, сохранившиеся в архиве одного из участников экспедиции – А.В. Виноградова, позволяют сделать прорисовку петроглифов, исследовать их и опубликовать. Материалы и методы. В данной статье мы публикуем так называемые племенные знаки (араб. васм. мн. ч. вусум), используемые бедуинами Ближнего Востока (Ирак, Сирия, Аравийский полуостров, Египет, Республика Судан) прежде всего для клеймления верблюдов. Однако племенной знак является также своеобразным символом племени и в таком качестве часто изображался на палатках, одежде или даже в виде татуировок на теле. Васм использовался бедуинами как территориальный маркер, а также для указания маршрута каравана или кочевки племени. Именно в таком качестве знаки изображали на скалах в местах остановок. Результаты и обсуждение. В статье делается попытка определить время, когда были нанесены на скалы Умм-Агаиба те или иные племенные знаки, а также ответить на вопрос, кто их мог оставить: блеммии, населявшие Нубийскую пустыню в позднеантичное время; арабы, массово переселявшиеся на территорию нынешнего Судана в IX–XI вв. в связи с активной золотодобычей в регионе Вади-аль-Аллаки и караванной торговлей, связывавшей красноморский порт Айзаб и верхнеегипетские города; или коренные обитатели Нубийской пустыни беджа. Заключение. Автор приходит к выводу, что при нынешнем уровне наших знаний о племенных знаках, оставленных в Нубийской пустыне, невозможно точно определить время, когда они были нанесены. Речь пока может идти лишь о широком временном диапазоне от поздней античности до современности.

Ключевые слова

Нубийская археологическая экспедиция АН СССР; Вади-аль-Аллаки; Умм-Агаиб (Хукаб-Карар); племенные знаки; васм (вусум)

DOI: 10.32521/2074-8132.2022.4.124-136

Цит.: Крол А.А. Петроглифы Умм-Агаиба (Хукаб-Карара). По материалам Нубийской археологической экспедиции академии наук СССР. Часть 1. Племенные знаки // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2022; 4/2022; с. 124-136 (Published: November 21, 2022)

Скачать текст статьи
2009-2018
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-35672 от 19 марта 2009 г.
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше
Разработка сайта