Вестник Московского университета
Серия XXIII
Антропология

Профессора и преподаватели Московского университета в закрытых женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии (первая половина XIX в. –1917 г.)

Пономарева В.В.

МГУ имени М.В.Ломоносова, исторический факультет, 119192, Ломоносовский пр., д. 27, корп. 4, Москва, Россия

Пономарева Варвара Витальевна, к.ист.н.; ID ORCID: 0000-0003-1707-2281; varvarapon@mail.ru.

Аннотация

Введение. Одной из актуальнейших тем отечественной историографии является изучение университетской истории, причем особое внимание закономерно уделяется старейшему из российских университетов – Московскому. При этом белым пятном остается участие профессоров и преподавателей Московского университета в становлении национальной системы женского образования в первой половине XIX в., а также их деятельность в закрытых женских институтах вплоть до 1917 г. Материалы и методы. Источниками для подготовки статьи послужили архивные документы, юбилейные очерки женских институтов, биографические данные университетских деятелей, списки служебного персонала институтов, публиковавшиеся в ежегодниках, периодика, а также документы личного происхождения. Результаты и обсуждение. С начала XIX века в Москве учреждаются женские закрытые институты со средним общеобразовательным курсом обучения: Екатерининский (1803 г.), Александровский (1805 г.), Елизаветинский (1825 г.), Сиротский Александринский (1831 г.), Николаевский Сиротский (1837 г.), Александро-Мариинский Чертовой (1857 г.), Институт московского дворянства (1901 г.). Для преподавания в них приглашались сотрудники Московского университета. В этот период для женских учебных заведений были выработаны общие подходы к организации учебного процесса и управлению им, подготовлены нормальные программы и табели, разработаны учебники и учебные пособия. Благодаря институтам в России возрастало число женщин, получивших систематическое образование, соответствовавшее уровню школьной науки того времени. Бывшие институтки становились достойными женами ученых, которые и дочерей своих нередко предпочитали отдавать на обучение в институты, где сами вели уроки. Вплоть до 1840-х гг. значительную часть преподававших в институтах университетских сотрудников составляли именно профессора. Однако результатом планомерной государственной политики подготовки научных и педагогических кадров стало появление квалифицированных специалистов, обновление профессорско-преподавательского состава. Со второй половины XIX в. профессора назначались инспекторами классов, руководивших постановкой учебного дела в институтах, а их места заняли младшие чины университета (как правило, приват-доценты), многие из которых становились впоследствии выдающимися учеными. Деятельность сотрудников Московского университета в женских институтах, длившаяся на всем протяжении истории последних, с начала XIX в. по 1917 г., обеспечивала серьезный уровень постановки преподавания учебных дисциплин.

Ключевые слова

историческая антропология; женское образование в России; закрытые женские институты; история Московского университета

DOI: 10.32521/2074-8132.2019.3.128-138

Цит.: Пономарева В.В. Профессора и преподаватели Московского университета в закрытых женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии (первая половина XIX в. –1917 г.) // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2019; 3/2019; с. 128-138

Скачать текст статьи
2009-2018
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-35672 от 19 марта 2009 г.
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше
Разработка сайта