МГУ имени М.В. Ломоносова, НИИ и Музей антропологии, 125009, ул. Моховая, д. 11, Москва, Россия
Шпак Лариса Юрьевна, к.б.н.; ORCID ID: 0000-0002-6936-9426; larusparus@mail.ru.
Введение. Все накопленные научные сведения о пигментации касаются только современных популяций. О полиморфизме пигментации древних популяций могут свидетельствовать памятники изобразительного искусства, из Средиземноморского региона происходит большинство из сохранившихся полихромных изображений человека периода античности. Материалы и методы. Изучался цвет глаз и волос по вазописи греков (VI–IV веков до н.э.), живописи египтян (Новое царство и поздний период), этрусков (VI–III веков до н.э.), римской фресковой живописи (I век до н.э. – I век н.э.), живописи греко-римского Египта (фаюмские портреты I–IV вв. н.э.). Общий объём выборки составил 947 индивидов: 413 – женских изображения, 534 – мужских. Определение пигментации соотнесено по цвету волос к шкале E. Fischer, по цвету глаз – к шкале В.В. Бунака. Результаты и обсуждение. В общей выборке наиболее пигментированным оказалось население, представленное фаюмским портретом и египетскими росписями. По греческой вазописи отмечается более высокий, в сравнении с Египтом процент изображения депигментации волос, но при этом схожее распределение частот депигментации глаз. Этрусская фресковая живопись продемонстрировала практически схожую с греками частоту изображения депигментации волос и глаз. Пигментация римского населения, согласно общепринятой литературной традиции, была преимущественно тёмной, однако в нашей выборке выявляется около 40% светлых и смешанных оттенков глаз, а также светло-каштановых и рыжих оттенков волос. Сравнение частот встречаемости выявило явное несоответствие распределения светлых оттенков волос у мужчин и женщин на римских фресках (24,6% и 42,8%), в результате чего можно предположить наличие косметического окрашивания или же наличие большего числа случаев переходных вариантов в женской выборке. Заключение. Полученные результаты полиморфизма пигментации средиземноморских групп свидетельствуют о явной дистанцированности римской выборки и её наибольшей депигментированности из всех групп. Это может быть объяснено как технической ошибкой метода (искажение цветопередачи) и возможным смещением шкалы при определении переходных вариантов, так и объективным феноменом, который требует дальнейшего изучения на более объёмных выборках.
Средиземноморье; античное искусство; греческая вазопись; древние греки; древние египтяне; этруски; римляне; пигментация; цвет волос; цвет глаз
DOI: 10.32521/2074-8132.2019.2.100-106
Цит.: Шпак Л.Ю. Полиморфизм пигментации в античном Средиземноморье по материалам изобразительного искусства // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2019; 2/2019; с. 100-106
Скачать текст статьи