МГУ имени М.В. Ломоносова, исторический факультет, 119992, Ломоносовский пр., д. 27, корп. 4. г. Москва, Россия
Пономарева Варвара Витальевна, к.ист.н.; ID ORCID: 0000-0003-1707-2281; varvarapon@mail.ru.
Введение. Постановка учебного дела в женских институтах (учебные программы, табели, использовавшиеся учебники и учебные пособия) остаются недостаточно изученными в отечественной историографии, несмотря на то, что сами институты являлись первыми общественными женскими учебными заведениями и оказали большое влияние на все типы русской женской школы. Источниками для подготовки статьи послужили официальные документы Ведомства учреждений императрицы Марии, документы личного происхождения (мемуары, дневники), как опубликованные, так и хранящиеся в архивах и впервые вводимые в научный оборот, юбилейные очерки истории институтов, периодика, дореволюционная педагогическая литература. Результаты и обсуждение. Со второй половины XVIII века в России учреждаются женские институты, задачей которых была подготовка будущих воспитательниц – просвещенных матерей, наставниц, учительниц. Институты за время своего существования прошли долгий путь и пережили значительную трансформацию. Если в XVIII веке в их образовательной программе особую роль играли «искусства» (музыка, пение, танцы, рукоделие и пр.), то с начала XIX века все большее значение приобретают «науки». В XVIII веке в учебных заведениях прививалось понимание Природы как воплощения божественного начала. С началом эпохи Великих реформ (1860-е гг.) в разработке учебных программ участвуют университетские профессора, для преподавания в женские институты привлекают лучших педагогов, авторов новаторских учебников. С конца XIX века в Мариинском ведомстве идет постоянная работа над совершенствованием преподавания естественнонаучных дисциплин, что было связано, в том числе, и с необходимостью подготовки институток к трудовой жизни.
историческая антропология; женские институты в России; Ведомство учреждений императрицы Марии; преподавание естественнонаучных дисциплин в женских институтах; учебное дело в женских институтах
DOI: 10.32521/2074-8132.2018.4.110-118
Цит.: Пономарева В.В. Постановка преподавания естествознания в закрытых женских институтах Российской империи (XVIII век – 1917 г.) // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2018; 4/2018; с. 110-118
Скачать текст статьи