МГУ имени М.В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра антропологии, Ленинские горы, д. 1, стр. 12, Москва, 119991, Россия
Бахолдина Варвара Юрьевна, e-mail: vbaholdina@mail.ru; Ступина Ксения Сергеевна, e-mail: stupinaks@gmail.com; Ковылин В.А., e-mail: villykovelli@gmail.com
Трудами широкого круга исследователей установлено, что морфологические и психические особенности человека образуют сложную систему неоднозначных связей и взаимозависимостей. В эту систему входят и связи между внешними особенностями человека и его самооценкой. Исследования показывают, что этот аспект самооценки играет особенно важную роль в формировании психологических особенностей в детском и подростковом возрасте. Высокая значимость для детей и подростков их собственной внешности предопределяет актуальность поиска закономерностей в структуре связей между антропологическими и психологическими аспектами самооценки человека. Междисциплинарный подход в этом случае представляется единственно приемлемым, поскольку изучению одновременно подвергаются психологические и антропологические особенности индивида. При таком подходе оптимальным является применение традиционных антропометрических методик в сочетании с тестами, апробированными в психологии и доступными для самостоятельного использования специалистами смежных дисциплин.
соматический статус, внешность, самооценка, междисциплинарный подход
Цит.: Бахолдина В.Ю., Ступина К.С., Ковылин В.А. Конституциональный тип и самооценка у детей и подростков // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2010; 2/2010; с. 44-54
Скачать текст статьи