МГУ имени М.В. Ломоносова, исторический факультет, Москва
Пономарева Варвара Витальевна: e-mail: varvarapon@mail.ru.
Введение. В статье рассмотрена история первой русской женской школьной формы – костюма воспитанниц закрытых женских институтов Ведомства учреждений императрицы Марии за все время его существования – с 1764 по 1917 г. в конкретных исторических условиях. Институтский костюм XVIII в. во многих чертах воспроизводил обычное платье дворянки того времени, сохраняя неизменность в течение 150 лет. Институты Мариинского ведомства постоянно переживали реформирование, зачастую именно здесь впервые в школьном быту опробовались нововведения (в том числе в области медицины, санитарии и гигиены и пр.), и лишь институтское платье оставалось прежним. Материалы и методы. Отдельные его детали (пелеринки, рукава, фартуки) и материалы, из которых они изготовлялись, затраты на закупку тканей и шитье, правила ношения, платье повседневное и воскресное, праздничное и траурное, верхнее и ночное, а также нижнее белье, обувь и головные уборы, обсуждения в Мариинском ведомстве всех сторон бытования институтской униформы, воссоздается автором на большом массиве архивных данных, впервые вводимых в исторический оборот. Результаты и обсуждение. В таблицах, составленных по материалам архивов, показаны существовавшие некоторые отличия в униформе разных институтов (цвет платья, особенности кроя, материал разного качества), в том числе в костюме пепиньерок (учениц дополнительных педагогических классов), отличавшего взрослых девушек от подростков. Один и тот же костюм, характерный для всех институтов Российской империи, от Варшавы до Иркутска, подчеркивал единство культурного пространства, одинаковых для всех институтов повседневных практик, нивелировал различия между бедными и богатыми воспитанницами, дисциплинировал и в то же время поддерживал в институтках сознание общности. Женские школы, которые находились под защитой императорской семьи, были одним из известных всем символов царской России, олицетворяя этическую и моральную стабильность монархического строя, что подчеркивал неизменный и узнаваемый облик институток. В современной отечественной историографии авторы, практически не основываясь на фактическом материале, ограничиваются в основном характеристикой институтского костюма как униформы, предназначенной, прежде всего, для подавления и подчинения личности учащегося. Традиционная униформа институтки стала прототипом школьной формы более позднего периода, в том числе костюма советской школьницы.
историческая антропология; униформа; культура повседневности; Ведомство учреждений императрицы Марии; закрытые женские институты
DOI: 10.32521/2074-8132.2018.1.124-138
Цит.: Пономарева В.В. Быть в форме: костюм институтки как предмет одежды и идеологема. Часть II // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2018; 1/2018; с. 124-138
Скачать текст статьи