Вестник Московского университета
Серия XXIII
Антропология

Сравнительный анализ физического развития школьников Ульяновской области, проживающих в районах с различными экологическими и социально-экономическими показателями

Ермолаева С.В., Хайруллин Р.М.

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» Минобрнауки РФ, Ульяновск

Ермолаева Светлана Вячеславовна: e-mail: erm_iv@mail.ru; Хайруллин Радик Магзинурович: e-mail: prof.khayrullin@gmail.com.

Аннотация

Введение. Согласно статистическим данным, состояние здоровья современных российских школьников имеет устойчивую негативную тенденцию, связанную с увеличением распространённости хронической патологии, снижением доли здоровых детей во всех возрастных группах. Известно также, что экологические и социальные факторы, как в отдельности, так и в сочетании, несмотря на различия их природы, могут иметь сложные и неоднозначные воздействия на физическое развитие организма, в том числе и отсроченные. Современные результаты изучения влияния процессов социальной стратификации на особенностей физического развития детей и подростков свидетельствуют об усилении этого влияния, что обусловливает необходимость дальнейшего наблюдения и социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья детского населения. Целью настоящего исследования является сравнительный анализ физического развития детей и подростков, проживающих в районах с разной степенью загрязнения окружающей среды и разным уровнем социально-экономического благополучия. Материал и методы исследования. Для получения антропометрических данных использовался метод поперечного среза популяции. Было обследовано 2457 школьников трёх возрастных групп: младшей (6–9 лет), средней (10–14 лет), старшей (15–18 лет). Измерение тотальных размеров тела (роста, веса, окружности грудной клетки) производилось по общепринятым методикам. Уровень физического развития оценивали по результатам индекса массы тела Кетле (ИМТ). Тип гармоничности физического развития определяли по центильным шкалам. Обследование школьников проводилось в шести сельских районах одной области, отличающихся качеством среды обитания и уровнем социально-экономического развития. Результаты исследования показали, что физическое развитие детей старшей возрастной группы сопряжено преимущественно с качеством среды обитания, в то время как физическое развитие детей младшей возрастной группы – с уровнем социально-экономического развития. При сравнении сопряжённости показателей физического развития с качеством среды обитания и социально-экономическим развитием в зависимости от пола детей, следует признать, что физическое развитие мальчиков более чувствительно к экологическим факторам, а девочек – к действию социальных факторов. Заключение. Установлено, что влияние экологических факторов проявляется в изменении физического развития детей старшего возраста, а влияние социальных факторов – в изменении физического развития детей младшего возраста. При сравнительном анализе действия исследуемых факторов на габаритные размеры тела показано, что мальчики более чувствительны к воздействию экологических факторов, а девочки, наоборот, к воздействию социальных факторов. Таким образом, экологические и социальные факторы могут вызывать разнонаправленные и (или) суммирующие эффекты на физическое развитие детей разного возраста и пола.

Ключевые слова

физическое развитие детей, антропометрические показатели, индекс массы тела, окружающая среда

Цит.: Ермолаева С.В., Хайруллин Р.М. Сравнительный анализ физического развития школьников Ульяновской области, проживающих в районах с различными экологическими и социально-экономическими показателями // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2015; 2/2015; с. 72-81

Скачать текст статьи
2009-2018
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-35672 от 19 марта 2009 г.
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше
Разработка сайта